Софт-Портал

скачать программу по внеурочной деятельности по математике img-1

скачать программу по внеурочной деятельности по математике

Рейтинг: 4.4/5.0 (1572 проголосовавших)

Категория: Программы

Описание

Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» 6 класс - Планирование - Математика - Методическая копилка - Международное сообщество пед

Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» 6 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по учебно-познавательному направлению
«Занимательная математика»
для детей 6 классов (12-13 лет)

Составитель: Размётова Анастасия Александровна
учитель математики МБОУ СОШ №28

Внеклассная работа - одна из эффективных форм математического развития учащихся. Нельзя ограничиться рамками обучения детей только на уроке. Успех в работе определяется не только высоким уровнем учебной деятельности учащихся на уроке, но и кропотливой «черновой» работой в различных видах внеурочных занятий. В классах обычно имеются учащиеся, которые хотели бы узнать больше того, что они получают на уроке, есть дети, которых интересуют задачи повышенной сложности, задачи на смекалку.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Актуальность программы обусловлена необходимостью создания условий для развития интеллектуальных возможностей, стремления детей к творческому мышлению, умения принимать неожиданные и оригинальные решения в нестандартных ситуациях, так как, если развитием этих способностей специально не заниматься, то они угасают.
Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
Разработанная программа факультатива «Занимательная математика» для 6 класса основана на получении знаний по истории математики, углублении знаний о метрической системе мер и мер времени. Она расширяет понятия о натуральном числе, нуле и натуральном ряде чисел. Материал программы тесно связан с различными сторонами нашей жизни, а также с другими учебными предметами. В программу включены игры, задачи-шутки, задачи на смекалку, ребусы и кроссворды, которые способствуют развитию логического мышления. Заучивание стихотворений, включённых в программу, способствует развитию речи учащихся.

Весь текст материала находится в приложенном файле

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Опубликовать разработку

Получить свидетельство
.
Создать портфолио

Создать блог
.


Другие статьи

Программа кружка «Занимательная математика» (внеурочная деятельность по математике) - Программа - стр

кружка «Занимательная математика»

(внеурочная деятельностьпо математике)

Автор.Учитель начальных классов Гурова Елена Николаевна

МОСШ №2, г. Белоярский, Ханты-Мансийский автономный округ- Югра

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.

Название программы : Программа «Занимательная математика» для развития математических способностей учащихся.

Цель: развивать математический образ мышления

расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

расширять математические знания в области многозначных чисел;

содействовать умелому использованию символики;

учить правильно применять математическую терминологию;

развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Гипотеза. Предположение об эффективности задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:

развитие личности ученика, его творческого потенциала;

развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.

Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

Реалистичность . С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.

Курс ориентационный . Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Предполагаемые результаты . Занятия в кружке должны помочь учащимся:

усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

формировать творческое мышление;

способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах. играх, конкурсах.

Основные виды деятельности учащихся:

решение занимательных задач

оформление математических газет

участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»

знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой

ТЕМА.ЧТО ДАЛА МАТЕМАТИКА ЛЮДЯМ? ЗАЧЕМ ЕЁ ИЗУЧАТЬ?

КОГДА ОНА РОДИЛАСЬ, И ЧТО ЯВИЛОСЬ ПРИЧИНОЙ ЕЁ ВОЗНИКНОВЕНИЯ?

Цель: показать практическую значимость математики, познакомить с историей развития.

I. Актуализации опорных знаний. (Знаю.)

Задания. Разделить учащихся на три группы и предложить ответить на вопросы:

- Что дала людям математика?

- Зачем ее изучать?

- Когда она родилась и, что явилось причиной её возникновения? (Дети рассказывают друг другу, записывают главные мысли, выбирают консультанта, и он выступает от данной группы с выводами по этим вопросам.)

По поводу древности математики никто не спорит, а вот о том, что же побудило людей заниматься ею, существует много мнений. Одно из них: математика, так же как поэзия, живопись, музыка, театр и вообще - искусство, была вызвана к жизни духовными потребностями человека, его, быть может, не до конца осознанным еще стремлением к познанию и красоте.

В истории науки принято называть первым математиком Фалеса - греческого купца, путешественника и философа (он родился в VII веке до н. э.). Конечно, существуют более ранние египетские и вавилонские источники, содержащие разнообразные арифметические и геометрические сведения, но в них нет ещё намека на доказательства.

Фалесу же приписывают первые математические теоремы. Кстати, Фалес не был только «чистым» математиком, он решал и прикладные задачи.

Изменив тень от египетской пирамиды и тень от шеста, и применив свои теоремы о подобии, он вычислил высоту пирамиды. Так, по легенде, родилась наша наука - математика.

В прежние времена, вплоть до конца XIX столетия, математикой занимались немногие. Сейчас ей посвящают жизнь десятки, а возможно, и сотни тысяч людей. Одних вдохновляет прикладной аспект науки, других - её внутренняя красота и гармония, а третьих привлекает и то и другое.

«Красота? Какая еще красота, - с недоумением спросит ученик, не полюбивший ещё этот предмет. - Искусство - совсем другое дело!» Мы не удивляемся, когда волшебная сила искусства заставляет рыдать человека. Но математика?

Послушайте рассказ одного человека, современника Шекспира, об истории своего открытия.

«Восемь месяцев тому назад передо мной блеснул луч света, за три месяца увидел я день, и наконец, совсем недавно я смог увидеть лучезарное солнце. я похитил золотые сосуды египтян, чтобы создать храм моему божеству вдали от пределов Египта. Жребий брошен, я пишу книгу. Прочтется ли она моими современниками или потомством - мне все равно - она найдет своего читателя. Разве господь Бог не ожидал шесть тысяч лет созерцателя Своего творения?» Кто пишет это восторженное послание? И что произошло?

Но математика - это не только вдохновение и восхищение тех, кто способен оценить ее достижения. Её история переполнена и драматическими событиями. Нередко первооткрыватели опережали свое время и не встречали понимания у современников. Так было с открытием в XIX в. неевклидовой геометрии - одним из фундаментальных достижений науки, которое стало основой для всей современной физики; выдающийся русский ученый Николай Иванович Лобачевский умер непризнанным и неоцененным.

На вопрос: «Для чего изучают математику?» - замечательно ответил ещё в XIII веке английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон:

«Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества».

Не правда ли, хорошо сказано!

На что похожа половинка яблока?

Можно ли в решете принести воды?

Что находится между городом и селом?

ПРОГРАММАповнеурочнойдеятельности учащихся «Математика и конструирование» 1-4 класс Срок реализации программы – 2011-2015г Разработчик программы. – содержание занятий кружка направлено на освоение. работе, на решение занимательных задач, которые.

г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВнеурочнойдеятельности «Юный математик » Классы. «Занимательнаяматематика », изд. Учитель, 2005 г. 8. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи поматематике. М. Соловьева. Математика. Занятия школьного кружка. Москва «Издательство.

математики. Общая характеристика кружка «Смекалка» - входит во внеурочнуюдеятельностьпо направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа. в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты.

Программаповнеурочнойдеятельности спортивно-оздоровительного направления. Кружок «Здоровейка» 2 класс Пояснительная записка Программакружка. занимательными. деятельности. Поэтому они не выделяются отдельно в тематическом планировании. Математика.

по которым осуществляется контроль 2 Русский язык, математика - тестирование 3 Русский язык, математика. учебной программой больше. видов внеурочнойдеятельности Дни недели Факультативы Кружки Секции. творчество-3б Занимательная орфография-7а,б,в,г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 5-9 (ФГОС) класса

От крыт новый ос енний образовательный се зон! Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 5-9 (ФГОС) класса

Программа внеурочной деятельности по математике «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897). Программа рассчитана на пять лет (175 часов) и предназначена для учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы.

В избранном у 0 пользователей.

Если вам понравилась методическая разработка, лучший способ сказать cпасибо
— это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Правительство
Санк-Петербурга
Комитет по образованию

  • Министерство образования и науки
    Российской федерации

  • День Победы.
    70 лет

  • Официальный сайт Рособрнадзора

  • Министерство труда и социальной защиты РФ

  • Российское Образование
    Федеральный портал

  • Портал общероссийской системы оценки качества образования

    Узнайте новости первыми на нашей странице ВКонтакте:

    Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 58841. Система сайта Prodlenka.org является авторской и защищена законом. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения администрации сайта. При этом ссылка на сайт www.prodlenka.org обязательна. Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Политика конфиденциальности.

    © 2008 – 2017 Все права защищены. 6+

    Сайт сделан в студии ПаЛыЧа .

    • Главная
    • Олимпиады для школьников
    • Конкурсы для педагогов
    • КПК для педагогов
    • Онлайн тесты
    • Вебинары
    • Заказать грамоту
    • Методические разработки
    • Новости образования
    • Учителям
    • Советы родителям
    • Сценарии праздников
    • Отзывы
    • Свидетельство
    • Каталог сайтов
    • Заказать Свидетельство
    • Добавить свою разработку
    • Добавить сценарий праздника
    • Добавить статью
    Поздравляем с Днем знаний!

    Дорогие учителя, ребята и родители!

    Пусть новый учебный год будет полон удивительных открытий, новых впечатлений, важных достижений и побед. Желаем вам осуществить задуманные планы, обновить цели и достичь отличного результата в ваших начинаниях!

    Администрация образовательного портала «Продленка»

    Больше не показывайте, пожалуйста

    Всероссийское профессиональное тестирование!

  • Программа внеурочной деятельности по математике «Математика после уроков», Публикация в журнале «Молодой ученый»

    Программа внеурочной деятельности по математике «Математика после уроков»

    Курбатова Н. Н. Программа внеурочной деятельности по математике «Математика после уроков» // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 343-351.

    Данная программа внеурочной деятельности по математике «Математика после уроков» подготовлена для учащихся 5–11 классов. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2-го поколения. В рамках реализации ФГОС под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и ООО: личностных, предметных и метапредметных [1]. Среди предметов, формирующих интеллект, математика занимает первое место. Неоценим вклад математики в создание научных методов познания действительности. Осуществление внеурочной деятельности в условиях ФГОС предполагает акцентировать внимание на деятельностной и практической составляющих содержания программы, на применении творческих форм организации внеурочной деятельности, способных привить интерес к математике, развить мотивацию к определенному виду математической деятельности, включить учащегося в самостоятельную поисковую и исследовательскую деятельность.

    Общая характеристика программы

    В последние десятилетия усилия специалистов в области школьной математики и представителей из Министерства образования РФ, отвечающих за состояние образования в нашей стране, сосредоточены, главным образом, на решении трех основных задач: переходе на «Стандарты второго поколения»; включении профильного обучения в образовательную программу в ряде школ; внедрении ЕГЭ как основного показателя качества знаний российских школьников.

    Внеурочная деятельность в условиях реализации ФГОС более всего направлена на достижение планируемых результатов обучения: личностных, предметных и метапредметных. Внеурочная деятельность способствует развитию, раскрытию способностей и активизации познавательного интереса учащихся. Необходимо возродить лучшие традиции внеклассной работы по математике с учащимися, чтобы не потерять тех детей, которые (кто знает?!) в скором времени могут стать гордостью отечественной математической науки и тех, кто проявляет к математике живой интерес. При этом внеурочная деятельность через рассмотрение задач прикладного характера, через посещение предприятий, встречи со специалистами позволяет приблизить математику к жизни, делает эту науку более осязаемой для учащихся, усиливает их мотивацию знать эту науку.

    Актуальность программы. Являясь дополнением к урочной деятельности внеурочная позволяет сделать обучение более успешным, включить учащихся в активную познавательную деятельность, способствует формированию УУД. Программа даёт возможность углубить знания по отдельным темам, приобрести навыки исследовательской деятельности, выявить и реализовать свои возможности, получить более прочные, дополнительные знания по предмету для будущей профессии. Внедрение программы повышает эффективность образовательного процесса и увеличивает мотивацию к изучению предмета «Математика» в частности.

    Практическая значимость программы очевидна: развитие математических способностей, логического мышления, алгоритмических и исследовательских навыков, приобщение к математической культуре, истории математических открытий, профориентационная направленность содержания. Творческий характер и многообразие форм деятельности способствуют благоприятной социальной адаптации в жизни. «Работа» в команде формирует качества толерантности, взаимопомощи, ответственности за свои знания, учит вести диалог, приучает к критической самооценке своих действий. Использование современных технических средств способствует совершенствованию информационной грамотности учащихся. Деятельностные технологии позитивно влияют на формирование социального здоровья учащихся, формируют потребность в самопознании, саморазвитии.

    Связь сдругими программами: программа концептуально имеет прямую связь с программами, также направленными на формирование исследовательских навыков, на расширение и углубление математических знаний, на воспитание самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, интеграции с другими предметами через поисково-деятельностные технологии в программах «Твой исследовательский проект», «Космическая математика» и других.

    Вид программы: авторская.

    Новизна заключается в том, что программа разработана для семи параллелей: для учащихся 5–11 классов. Кроме того, программой предусмотрены конкретные формы проведения занятий.

    Цели организации внеурочной деятельности:

    1) развивать творческое, логическое, конструктивное мышление учащихся; математический кругозор, мотивацию к исследовательскому виду деятельности;

    2) расширять и углублять знания и умения учащихся по математике, формировать навык планирования последовательности действий при решении задач, то есть алгоритмическую культуру учащихся;

    3) воспитывать чувство гордости за математику в любом открытии; за ее прикладную связь с другими науками и практической жизнью человека, за отечественную математику;

    4) активизировать познавательную, творческую и исследовательскую инициативу учащихся, навыки самостоятельной работы;

    5) выявлять одаренных и вовлекать каждого учащегося во внеклассную деятельность — непременное условие для самореализации и саморазвития учащихся;

    6) Способствовать личностному росту учащихся через вовлечение их в творческую индивидуальную и коллективную исследовательскую деятельность благодаря занятиям в математическом кружке;

    7) воспитывать культуру общения (диалога): коммуникативность, толерантность, синтонность; а также культуру выступления, стиль, информационно-коммуникативные навыки, ответственность, самостоятельность на занятиях математического кружка;

    8)формировать личностные компетентности учащихся, содействовать профессиональной ориентации учащихся в области математики и ее приложений;

    9) воспитывать волевые качества, настойчивость, инициативу.

    Задачи по организации внеурочной деятельности:

    - Развивать познавательный интерес к нестандартным и усложненным задачам, содержание которых выходит за пределы учебника, решение которых требует знания новых методов, новых навыков, новых знаний, не предусматриваемых школьной программой. Формировать навык решения соответствующих задач. Выявлять логико-математические способности.

    - Включать в познавательную деятельность по изучению прикладных вопросов математики («Булева алгебра», «Метод математической индукции» и других) всех учащихся.

    - Формировать навык решения задач на применение принципа Дирихле.

    - Формировать навык применения операций Булевой алгебры: конъюнкции, дизъюнкции, импликации и отрицания в прикладных задачах.

    - Формировать геометрические (конструктивные) навыки учащихся через решение задач на «разрезание», «со спичками», «выбор пути» и другие.

    - Формировать навык и умение решать текстовые задачи: на «движение», на «проценты», на «части», на «работу».

    - Развивать мотивацию к исследовательской деятельности, к самостоятельности при решении задач занимательной арифметики, задач на последовательности, софизмы, ребусы, шифры, головоломки, переливания, взвешивания и другие.

    - Развивать мотивацию к решению задач практического содержания: физического, экономического, химического, исторического профилей.

    - Формировать умение рассуждать и навык решения задач по темам «Комбинаторика», «Графы», «Индукция», «Неравенства», «Инвариант», «Теория вероятности».

    - Формировать гражданскую позицию, общественную активность личности, культуру общения и поведения в социуме, навык здорового образа жизни;

    - Формировать глобальное мировоззрение через занятия интегративно-математического содержания.

    - Воспитывать патриотизм, гражданскую позицию по отношению к открытиям отечественной математики через включение учащихся в занятия по истории математики («Патриотическая математика»).

    - Формировать личностные компетенции через метапредметное содержание курса и практическую направленность занятий кружка.

    - Развивать личностные свойства: внимание, внимательность, память, самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

    - Формировать потребности в самопознании, саморазвитии.

    - Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать.

    - Развивать логическое мышление.

    - Развивать умение алгоритмизации решения задач. Формировать навык построения «модели» решения задач.

    - Развивать исследовательские навыки при решении задач занимательной арифметики, задач на последовательности, софизмы, ребусы, шифры, головоломки, переливания, взвешивания и другие.

    - Развивать математико-интегративное мышление через решение задач практического содержания.

    Отличительные особенности программы: программа составлена в полном соответствии с требованиями составления программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС 2-го поколения, содержит базовые теоретические идеи: развитие познавательного интереса к математике, углубление и расширение тем учебного курса, формирование УУД. Метапредметный, творческий, интегрированный и исследовательский характер деятельности позитивно влияют на формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, получение опыта самостоятельного общественного действия.

    Ключевые понятия: мотивация, познавательная активность, УУД, ФГОС, деятельность, математическая грамотность, логика, метапредметность, поиск, исследование, интеграция, гражданская позиция, культура общения и поведения в социуме, диалог, самостоятельность, ответственность, активность, самопознание, саморазвитие, здоровый образ жизни.

    Этапы реализации программы привязаны к годам обучения, вследствие, чего можно выделить 7 этапов: 5 класс — 1 этап, 6 класс — 2 этап и т. д. 11 класс — 7 этап. Это напрямую связано с диалектическим принципом «от простого — к сложному», взаимосвязью с темами, изучаемыми в классе: от класса к классу увеличивается багаж знаний, умений учащихся, благодаря чему учащиеся все более адаптируются к заданиям повышенной сложности и научно-исследовательской деятельности. Каждый этап рассчитан на 34 часа, а вся программа — на 238 часов, из которых 70 часов — аудиторных, а остальные — внеаудиторные активные (подвижные) занятия.

    Формируемые универсальные учебные действия полностью отвечают задачам основной образовательной программы по основной школе, ФГОС, ООП и ООО [2].

    Особенности возрастной группы. Программа построена с учетом возраста и психологических особенностей учащихся. Этим можно объяснить то, что основной формой внеклассной работы по математике с учащимися 5–7 классов может стать кружок, с учащимися 8–9 классов — турниры, конкурсы; с учащимися 10–11 классов — олимпиады, конференции, проектная деятельность, экскурсии, математические дебаты (совместные размышления, споры по той или иной математической проблеме). Набор детей — свободный, по желанию.

    Режим занятий: в 1 час в неделю — в 5–7 классах, по 2 часа один раз в две недели — в 8–11 классах (каждый учитель вправе планировать и менять режим занятий по своему усмотрению).

    Элементы содержания: введение в тему, решение задач на внимание, внимательность, память; задачи на сравнение, решение задач на комбинации неравенств; взвешивания; комбинаторика-1: ключевые задачи; высказывания, Булева алгебра, виды логических операций и их свойства; сюжетные задачи; решение старинных задач; геометрические забавы.

    Формы организации образовательного процесса: уроки-практикумы, конкурсы, интерактивный урок, соревнование, праздник, урок-презентация, моделирование, урок-сюрприз, урок-исследование, брейн-ринг.

    Вид деятельности: познавательная, учебно-тренировочная, исследовательская, творческая, проблемно-ценностное общение.

    Элементы содержания. введение в тему, цифровые задачи, арифметические курьезы; десятичная запись натурального числа; недесятичные системы счисления; числовые игры (ребусы, головоломки, шифры); софизмы и магические квадраты; перекладывания, перемешивания; простейшие графы-1; задачи на оптимизацию, алгоритм Ли; забавы великих (М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой); неопределенные уравнения; теорема Пифагора; полуправильные многоугольники, задачи на разрезание; построение с помощью циркуля и линейки; теорема Птолемея; геометрические измерения на местности.

    Форма организации образовательного процесса: урок-сказка, урок-игра, урок-соревнование, проблемный урок, конференция, урок-симпозиум, лабораторная работа, смотр знаний, экскурсия, семинар.

    Вид деятельности: познавательная, учебно-тренировочная, проектно-исследовательская, творческая, проблемно-ценностное общение.

    Элементы содержания: введение в тему; остатки, четность-нечетность, признаки делимости; остатки, алгоритм Евклида; наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное.

    Форма организации образовательного процесса: обобщающий урок-практикум решения задач, исследовательский проект, математическая декада.

    Вид деятельности: познавательная, учебно-тренировочная, исследовательская, творческая, проблемно-ценностное общение.

    Элементы содержания: введение в тему; задачи на «движение», на «части», «среднее арифметическое»; решение задач на применение математики в физике, химии, экономике, истории, статистике; задачи на проценты в физике, химии, экономике, истории; теория множеств; круги Эйлера-Венна, пересечение и объединение; алгебраическая смесь.

    Форма организации образовательного процесса: турнир, экскурсия, урок-практикум решения задач, устный журнал, политехническая викторина, КВН, деловая игра.

    Вид деятельности: познавательная, учебно-тренировочная, исследовательская, творческая, проблемно-ценностное общение.

    Элементы содержания: введение в тему; математическая индукция; классические задачи, разные схемы ММИ; делимость, сравнение по модулю; диофантовы уравнения: задачи; уравнения в целых числах; исследовательский проект.

    Форма организации образовательного процесса: уроки-практикумы решения задач, конференции, симпозиумы, проектная деятельность, уроки-семинары, уроки-презентации.

    Вид деятельности: познавательная, учебно-тренировочная, исследовательская, творческая, проблемно-ценностное общение.

    Элементы содержания: введение в тему; треугольник Паскаля; правило произведения; сочетания, перестановки, размещения; встречи с преподавателями ВУЗ-ов; теория стратегии, шары и перегородки; бином Ньютона; теория вероятности в задачах; понятие инварианта; раскраска, инвариант — остаток; принцип крайнего.

    Форма организации образовательного процесса: уроки-лекции, уроки-практикумы решения задач, уроки углубления, пресс-конференции, уроки-соревнования, уроки-аукционы, проектная деятельность.

    Вид деятельности. исследовательская, творческая, проблемно-ценностное общение. познавательная, учебно-тренировочная.

    Элементы содержания: введение в тему; изоморфизм, формула Эйлера; ориентированные графы, топологические опыты и исследования; неравенства, индукция в неравенствах; исследовательский проект; алгоритмы и программирование.

    Форма организации образовательного процесса: урок-демонстрация, урок-практикум решения задач; конференции, проектная деятельность, урок-исследование, урок-презентация, экскурсия.

    Вид деятельности: исследовательская, творческая, проблемно-ценностное общение, познавательная, учебно-тренировочная.

    Планируемые результаты испособы их проверки

    Требования куровню освоения содержания курса. Врезультате изучения курса учащиеся:

    - Расширяют представление о методах математики в познании действительности;

    - Приобретают знания и навыки в решении нестандартных, в том числе олимпиадных задач.

    - воспроизводить изученные понятия, алгоритмы решения задач с помощью нестандартных методов;

    - анализировать и выбирать оптимальные способы решения нестандартных уравнений и неравенств;

    - ориентироваться в информационном пространстве;

    - точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, принимать решения;

    - самостоятельно выдвигать гипотезы, логически обосновывать суждения, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, принимать решения.

    - критическое мышление, умения в исследовательской, творческой деятельности;

    - самостоятельность в конструировании своих знаний;

    - самостоятельность в выдвижении гипотез, логических обоснований суждений.

    Способыпроверки результатов. Итоги внеурочной деятельности подводятся на школьных, районных, городских, областных и Всероссийских олимпиадах по математике, а также на результатах участия на конференциях, турнирах, конкурсах. Но важнее всего — первоначальная рефлексия: каждый участник может сам себя оценить или это может быть коллективная оценка после каждого занятия.

    Учебно-тематический план обучения

    Методическое обеспечение программы

    На первый взгляд программа внеурочной деятельности реализуется через кружковую деятельность. Но это только на первый взгляд. Достаточно осмыслить современные деятельностные технологии, цели, задачи, отвечающие новым требованиям в условиях ФГОС, да и формы организации внеурочной деятельности не только традиционные, а самые разнообразные: соревнования, конкурсы, турниры, математические регаты, математические декады, викторины, интеллектуальные марафоны с включением в их содержание математических заданий, экскурсии, брейн-ринги, звездные часы, математические вечера, математические праздники, общественные смотры знаний совместно с родителями. Способы работы с детьми индивидуальные и групповые, практические и теоретические, исследовательские и познавательные. Основные методы организации учебно-воспитательной деятельности: личностно-ориентированный подход, дифференцированный подход, здоровьесберегающий подход, проблемно-исследовательский метод, активные методы получения знаний, диалогические методы взаимодействия. Кроме этого, нельзя забывать об информационных технологиях, благодаря которым возможности самореализации в современных условиях неограниченны.

    Для обеспечения плодотворного учебного процесса используются информация и материалы следующих Интернет-ресурсов.

    Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/.

    Тестирование online: 5–11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/.

    Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru, http://www.zavuch.info/, http://festival.1september.ru, http://school-collection.edu.ru, http://www.it-n.ru, http://www.prosv.ru.

    Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/.

    http://alexlarin.narod.ru/ege.ntme — подготовка к ЕГЭ

    http://www.uztest.ru/ — ЕГЭ по математике.

    Список дидактических пособий

    1) Шарыгин И.Ф. Ерганжиева Л. Н. «Наглядная геометрия». Москва, Дрофа,2012.

    2) Ященко И. В. Математика. ЕГЭ –2012, 2013: учебно-тренировочные тесты / — М: Дрофа, 2012.

    3) Математика. Тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к ЕГЭ и к другим формам выпускного и вступительного экзаменов / сост. Г. И. Ковалева, Т. И. Бузулина, О. Л. Безрукова, Ю. А. Розка. — Волгоград: Учитель, 2005.

    4) Сборники для подготовки и проведения ЕГЭ / 2012, 2013.

    5) Задачи с параметрами и методы их решения / В. С. Крамор. — М. ООО «Издательство “Оникс”»; ООО «Издательство “Мир и Образование”», 2012.

    6) Алгебра. 7–9 классы: методическое пособие для учителей / А. Г. Мордкович. — М. Мнемозина, 2010.

    7) Олимпиадные задания по математике: 10–11 классы / Н. В. Заболотнева. — Волгоград: Учитель, 2006.

    8) Математика: еженедельное приложение к газете «Первое сентября».

    9) Математика в школе: ежемесячный научно-методический журнал.

    1. Таблицы по математике для 5–6 классов.

    2.Портреты ученых математиков.

    3.Таблицы по стереометрии.

    Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса используются следующие программно-педагогические средства, реализуемые с помощью интерактивного обучения:

    1) CD диски по темам курса математики 5–11 из приложения «Математика в школе» к газете «Первое сентября»

    2) CD диски по внеклассной работе для подготовки учащихся к олимпиадам и научно-исследовательской деятельности

    3) Математика, 5–11.

    4) УМК «Живая математика»

    5) Тематические презентации теоретического и развивающего характера (на столе учителя)

    Технические средства обучения

    1) Компьютер — 1 (на учительском столе)

    2) Интерактивная доска — 1

    Литература для учителя, использованная для составления программы иорганизации образовательного процесса:

    1. Закон РФ «Об образовании»;
    2. Примерные программы по внеклассной работе по математике «Стандарты второго поколения. Математика 5–9 класс» — М. Просвещение, 2011 г.
    3. Балк М. Б. Балк Г. Д. Математика после уроков. Пособие для учителей. М. Просвещение, 1971.
    4. Степанов В. Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе: книга для учителя: из опыта работы. — М. «Просвещение», 1991.
    5. Лиман М. М. «Школьникам о математике и математиках»: Пособие для учащихся 4–8 кл. средней школы. — М. Просвещение, 1981.
    6. Ленинградские математические кружки: пособие для внеклассной работы. Киров, изд. «АСА», 1994.
    7. Ф. Ф. Нагибин, Е. С. Канин «Математическая шкатулка», М, Просвещение, 1988 г.
    8. Л. И. Григорьева «Математика. Предметная неделя в школе». Москва, Глобус, 2008 г.
    9. И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин «Задачи на смекалку. 5–6 классы» Москва, «Просвещение», 2009 г.
    1. И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5–6 классов сред школ. — М. «Просвещение», 1989 г.
    2. Л. М. Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.
    3. Е. В. Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М. 1996г.
    4. А. Я.Котов. «Вечера занимательной арифметики»
    5. Ф. Ф. Нагибин. «Математическая шкатулка». М. учпедгиз, 1961 г.
    6. В. Н. Русанов. Математические олимпиады младших школьников. М. «Просвещение», 1990 г.
    7. С. Н. Олехник, Ю. В. Нестеренко, М. К. Потапов. Старинные занимательные задачи. — М. Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.
    8. Е. И. Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. — М. Омега, 1994 г.
    9. М. Ю. Шуба. Занимательные задания в обучении математике. Москва, Просвещение 1994.
    10. Е. В. Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5–11 классы», М. 1969 г.
    11. С.А Генкин, И. В. Итенберг, Д. В. Фомин «Ленинградские математические кружки» Киров, «АСА», 1994.

    Основные термины(генерируются автоматически). решения задач, организации образовательного процесса, Форма организации образовательного, внеурочной деятельности, Элементы содержания, Вид деятельности, проблемно-ценностное общение, решение задач, урок-практикум решения задач, решении задач, проектная деятельность, навык решения задач, задач практического содержания, решении задач занимательной, задач занимательной арифметики, уроки-практикумы решения задач, организации внеурочной деятельности, реализации ФГОС, рамках реализации ФГОС, исследовательский проект.

    Похожие статьи